Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Зачем такое явление на дворе - иметь представление об авторе через пересказ другого автора? Это лень? Но ведь того автора, в пересказе которого мы его читаем, нам читать - не лень? Отчего бы не взять в руки сам оригинал? Нет. Мы Фейербаха с Гегелем знаем по ленинским "Философским тетрадям" (которые мы тоже не знаем), Толстого иногда (и довольно часто) знаем по "Зеркалу русской революции"; понятие "хокку" - по "Иссе, сыну крестьянина", о котором эпиграф у Стругацких; и о принце Гэндзи мы знаем постольку, поскольку старейший космический штурман Михаил Антонович Крутиков его любил перечитывать; о Махно (не рядом будь помянут) мы знаем даже не по "Хмурому утру", а по "Красным дьяволятам", и, вдобавок, часто путаем его с Левой Задовым - я тебя буду пытать, ты мне будешь отвечать; и я сделаю с тобой то, что Содома не делала с Гоморрой. То, что Пушкина, Гоголя, Щедрина и Белинского мы иногда знаем по краткой школьной хрестоматии - уже само по себе хрестоматийно, и даже говорить об этом пошло. Зачем, для того чтобы прочесть коллежского советника Розанова, мы сперва десять лет упорно перечитываем Веничкино эссе "Глазами эксцентрика"?


читать дальше

@настроение: http://users.kaluga.ru/kosmorama/erofeev.html

Комментарии
22.02.2010 в 15:02

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Все-таки мы, наверное, другое поколение. Я еще в школе читала Розанова, а об эссе "Глазами эксцентрика" слышу первый раз в жизни.
Не знаю, кто такой штурман Крутиков, но кое-что слышала о принце Гэндзи ))) Знаю не-философов, которые читали Гегеля, но не знают, что такое "Философские тетради".

Но некоторая тенденция подмечена верно, да :)
22.02.2010 в 16:27

параслов
Вот, Миша, и голос нового поколения)
22.02.2010 в 16:28

до свиданья, моряки!
Либертарный Дракон Насчёт Иссы - не в бровь, а в глаз :-D Хотя, я вот сейчас как раз читаю сборник японской поэзии XVIII-XIX вв и вижу, что хотя там и были очень сильные вещи, но Исса, в общем, не сильно уступает. ))))
Я тоже не знаю штурмана Крутикова, Гегеля таки читал, а про "Философские тетради" слышу впервые. ))) В общем, наверно всё-таки да, мы все учились понемногу... и далее по тексту... Но сейчас наверно особенно с негуманитариев (и недо-гуманитариев :-D ) спрос невелик, учитывая тенденцию к отказу от концепции "широкого образования" в пользу узкой специализации.
22.02.2010 в 16:30

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Боже мой. Я всё понимаю, но как можно не знать штурмана Крутикова?! :lol:
22.02.2010 в 16:31

до свиданья, моряки!
Народы, хотите ли, я вам скажу громовую истину, какой вам не говорил ни один из пророков...
- Ну? Ну?..
- Это - что частная жизнь превыше всего.
- Хе-хе-хе!.. Ха-ха-ха!.. Хо-хо-хо!..
- Да, да! Никто этого не говорил; я - первый. Просто, сидеть дома и хотя бы ковырять в носу и смотреть на закат солнца.
- Ха-ха-ха...
- Ей-ей: это - общее религии... Все религии пройдут, а это останется: просто сидеть на стуле и смотреть вдаль.

- а вот это совсем почти Веничка!
22.02.2010 в 19:59

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Я всё понимаю, но как можно не знать штурмана Крутикова?!
:lol:

:shuffle2: Устыдилась, ушла гуглить )))
22.02.2010 в 20:06

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
*Вернулась* А, вот в чем дело. Ну, я подозреваю, что некоторые представители старшего поколения и о Арджуне знает исключительно по "Понедельнику" ))
22.02.2010 в 20:44

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
В связи с некоторыми обстоятельствами жизни старшего поколения оно (поколение) очень много чего начало впитывать именно через культурный пласт 60-х. Я вот свой интерес к поэзии начал ощущать, по сути, с песен бардов. Стихи Бродского, например, впервые узнал через Клячкина, клавшего их на музыку. Ахматову, Цветаеву, Мандельштама, Пастернака, Чичибабина - через посвящения Галича. Мне рассказывали, что Высоцкий уже в 60-х годах, в зените славы, понятия не имел о классической французской поэзии, и искренне считал при этом, что Рембо украл у него какой-то стихотворный размер. Влади пришлось объяснять ему, что Рембо давно умер...

Забавно: даже то, что было вполне легально, разрешено и доступно, очень многие предпочитали первично впитывать через самиздат. Но это, конечно, уже совсем другая история.


- а вот это совсем почти Веничка!

Ага, я сам только что обнаружил, что и это его эссе, и кое-что другое у Ерофеева стилистически напоминает Розановские этюды. Конечно, писалось под влиянием. Даже вот это, вроде бы проходящее, незначительное:
"Алексей Маресьев говорил: у каждого в душе должен быть свой комиссар.
У меня в душе - нет своего комиссара".
22.02.2010 в 20:50

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Либертарный Дракон
Думаю, что невозможность доступа к информации все-таки сыграла значительную роль.
Нам сейчас очень повезло, что Фрейда и Ницше, например, не нужно фотографировать постранично, нелегально проникнув в спецхран библиотеки и потом проявлять эти пленки в подпольной фотомастерской, где печатали порнографию. (Дома у нас эти пленки до сих пор хранятся, как реликвия :D)
22.02.2010 в 20:59

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
О, в доме моих родителей тоже до сих пор Бог знает что хранится. У них своя реликвия: "История одного города" Щедрина, напечатанная на машинке (третий экземпляр) и попавшая под обыск. Машинистку на всякий случай уволили с работы, хозяину квартиры хотели дать два года за хранение антисоветской литературы. Еле отбился. Четыре месяца отбивался, честное слово. Его обвиняли в том, что он через самиздат распространяет литературную классику с провокационными целями. Он мне потом объяснял: "более антисоветской вещи не читал в жизни, это правда. Какой там Максимов, куда там Владимову!" :gigi:
22.02.2010 в 21:05

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Между прочим, характерная примета времени: в то время как тридцать пять изданий Михал Евграфыча мирно пылились на полках всех библиотек страны, за четырьмя машинописными копиями "Истории одного города" стояла очередь взалкавших правды интеллектуалов, несмотря на плохую печать из-за копирки. Кое-кто утверждал, что читать эту вещь в виде самиздата доставляет острейшее наслаждение, сравнимое, неаверное, только с тем, какое испытывали первочитатели этой книги в условиях, впрочем, весьма либеральной царской цензуры. Я знал одного прогрессивного литературоведа, почитателя Роя Медведева, который специально купил один самиздатовский экземпляр "Истории" и иногда перечитывал его перед сном, несмотря на то, что у него в домашней библиотеке стоял полный Щедрин.
22.02.2010 в 21:16

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Это - примета поколения, измученного нарзаном. Все, что не запрещено - уже не так интересно. Тоже примитив, конечно.
22.02.2010 в 22:02

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Между прочим, характерная примета времени: в то время как тридцать пять изданий Михал Евграфыча мирно пылились на полках всех библиотек страны, за четырьмя машинописными копиями "Истории одного города" стояла очередь взалкавших правды интеллектуалов, несмотря на плохую печать из-за копирки.
Очень своеобразно :lol:
Да, примета времени )))
Строго-настрого запрети ребенку читать, убери все книги под замок и ты вырастишь упоенного читателя :gigi:
23.02.2010 в 00:58

до свиданья, моряки!
Либертарный Дракон насчёт штурмана Крутикова я конечно выяснил - я ж ллюбопытный. :-D
Однако странно, что Юрковский и Дауге, равно как и Быков мне запомнились, а вот штурман Крутиков отчего-то нет! Наверно мне не понравилась фамилия и я мысленно занёс его в список потенциально подозрительных личностей. Это бывает. :-D

А вообще, далеко не все вещи АБС "вечные", особенно ранние. Они слишком политизированы и поэтому непонятны младшим поколениям. Сейчас уже трудно объяснять детям кто такие были пионеры и зачем они были нужны. Вот "Град обречённый" долго была моей любимой книгой АБС, а теперь уже многое воспринимается по-другому и даже (ого!) кажется несущественным.
23.02.2010 в 01:36

Снарк Очень своеобразно
Дракон слегка преувеличивает
не думаю, что нужно воспринимать буквально всё, что он говорит :)
23.02.2010 в 01:37

Либертарный Дракон
"Философские тетради" были обязательны для прочтения только у историков и юристов
24.02.2010 в 05:03

Зачем такое явление на дворе - иметь представление об авторе через пересказ другого автора?

Это явление стоит на дворе эдак пару тысяч лет и ничего ему не делается. Хорош брюзжать, Миша.
24.02.2010 в 10:24

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Либертарный Дракон
Вчера я пересказала маме сюжет про "Историю одного города". А она мне в ответ расскзала, что в самом конце застойного времени у них на наботе несколько партийных товарищей притащили самиздат. Этот самиздат ходил по рукам, передавали его из-под полы, и пользовался он большой популярностью. Написано там было о том... как плохо и тяжело живется в Америке, :lol:
24.02.2010 в 11:12

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Снарк, ты знаешь, мне было бы любопытно узнать исходные данные этого труда. Хотя бы имя автора.

Хотя, в любом случае, толика истины в этом есть: наверняка и в Америке есть люди, живущие тяжело и даже просто плохо. Вопрос лишь в массовости этого явления.
24.02.2010 в 11:21

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Либертарный Дракон
Да уж наверняка сочинение ходило без авторства. Думаю, это было коллективное гебистское творение ))
Мама припомнила, что в труде говорилось, какие все американцы жадные, придешь к ним в гости, они вытащат из холодильника торт месячной давности, отрежут по кусочку - это считается, что они гостей накормили. Еще там было, что очень тяжело живется иммигрантам.

Впрочем, это конечно мог бы и написать кто-то из уехавших и надеявшихся увидеть там золотые горы.
24.02.2010 в 11:40

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
А, литература такого рода и сорта мне знакома. Обычно она пишется от имени некоего конкретного эмигранта, но проходит (проходила, вернее) столь тщательную редактуру соответствующих инстанций, что при потреблении готового продукта всегда возникало подозрение, не коллективное ли это творчество. А иногда таковое писал человек, сам вообще никогда не живший на Западе - и для легитимации произведения помещал его в рамки художественного творчества. Это касается не только Америки. Покойный Арон Вергелис в самый разгар Перестройки написал чудовищный роман "Страж у ворот". Ужасы жизни в Израиле описывались в нем настолько выпукло, что я даже некоторое время чесал в затылке и прикидывал, ехать или не ехать, хотя понимал, что книжка эта - не более чем добровольное выполнение автором социального заказа. Бедняга Вергелис промахнулся - именно эпоха, в которой роман был опубликован, высветила личность автора в крайне неприглядном виде. Его освистали, никто не хотел больше иметь с ним никакого дела - ни на родине, ни за границей, и довольно скоро он умер.
Но если бы вещь эта вышла в свет лет на 30 раньше, то вполне могла бы приобрести своего неформального читателя и почитателя. Стала же в свое время не только общественным, но и литературным событием публикация "Детей горчичного рая" Кальмы. Впрочем, в художественном описании при клеймении язв капитализма у Кальмы таланта было все же побольше, чем у Арона Алтеровича.
24.02.2010 в 11:47

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
"Детей горчичного рая" Кальмы.
Я читала, я читала в детстве! :jump: И еще читала его же про девочку-подростка, которая невольно стала участницей похищения ребенка.
24.02.2010 в 12:02

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Ты знаешь, наверное, кто послужил прототипом певца Робинсона, дяди главного героя, - Поль Робсон. В романе ненавязчиво намекается, что он был членом американской компартии, и через всю книгу красной нитью проходит та мысль, что во время своего визита в СССР пришел в совершенный восторг от достижений советской власти. Самое любопытное, что реальный Робсон по прибытии в Москву очень быстро разобрался, что к чему, все понял и в дальнейшем помогал, чем мог, родственникам своих репрессированных друзей - советских писателей и артистов. В этом он явно был проницательнее Фейхтвангера и Андре Жида, которые, хоть в СССР и побывали, но ничего не поняли.
В книге же, разумеется, об этом нет ни единого слова. : )

Снарк, дорогая, а сделай мне доброе дело. При случае сходила бы ты в музей Горького, - я имею в виду "домик Каширина", - и сделала бы несколько снимков, а? Знаешь, я люблю Горьковскую трилогию и часто перечитываю ее за едой. : ) Вдруг захотелось чуточку иллюстративного материала. Можно попросить - при случае, не специально?
24.02.2010 в 12:06

Либертарный Дракон
слушай, я не поняла
ты про "Историю..." в самиздате серьезно?
почему-то есть нехорошая уверенность, что я ее читала в 9 или 10 классе в собрании сочинений С-Щ, взятом в городской библиотеке
24.02.2010 в 12:13

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Либертарный Дракон
Поль Робсон
Интересный факт :) :)
При случае сходила бы ты в музей Горького, - я имею в виду "домик Каширина", - и сделала бы несколько снимков, а?
Запросто :) Трилогию про детство или "Клима Самгина"?
У нас вообще много сохранилось всякого-всякого, связанного с Горьким, с местами, которые он описывает в своих романах.
24.02.2010 в 12:40

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Снарк, трилогию про детство. : ) Спасибо. Это будет класс.
В Кунавино до сих пор есть публичные дома?

Сорринка, совершенно серьезно. Естественно, ты читала "Историю...", взятую в городской библиотеке. Но ты невнимательно прочла комменты к посту. Кое-кому пришла в голову мысль перепечатать ее на машинке, потому что так, в виде самиздатовской рукописи, доставаемой из-под полы "на почитать", она воспринималась острее и более чем применительно ко дню сегодняшнему.
24.02.2010 в 12:45

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Либертарный Дракон
В Кунавино до сих пор есть публичные дома?
Насчет публичных - не знаю, я туда как-то редко хожу :laugh: Но в Кунавино до сих пор стоят те же дома, что и при Горьком )))
24.02.2010 в 12:51

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Во-о! Тогда, будь ласка, сделай (при случае) пару видовых снимков еще и там.
24.02.2010 в 13:22

Либертарный Дракон ое-кому пришла в голову мысль перепечатать ее на машинке
давно существовала мысль, что все большинство революционеров - сумасшедшие
это ж рехнуться нужно: набивать на машинке то, что издано официально!
извини, думала, что не правильно поняла комменты

24.02.2010 в 13:43

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Конечно, революционеры - сумасшедшие. И я тоже сумасшедший (хотя какой из меня революционер?), потому что с самого детства заполнял амбарные книги переписыванием и конспектированием самых что ни на есть официально изданных книг, в том числе учебников зоологии, и статей из журналов и даже газет. Мне с младенчества нравился сам процесс. : ) Как бы - приобщение к великому, пусть даже и таким вызывающим оторопь способом.
Эти амбарные книги в количестве штук сорока (страниц по 500-700 каждая) до сих пор стоят в книжном шкафу в квартире моих родителей, и все заполнены от корешка до корешка.
Лет до 18-и так заполнял труды и дни свои. Потом познакомился с первой девушкой, и все как рукой сняло. :gigi: