- Вы знаете поразительный факт? - сказал я, старательно выговаривая слова. - Оказывается, Пятачок-то - женщина!
- Так, - сказала поэтесса Зина Палванова и пристально посмотрела на меня.
читать дальше Тогда мы выпили за меня еще по стакану. Весь вечер мы пили только за меня, как будто фонтан фантазии присутствующих иссяк. "За тебя!" - провозглашал очередной прозаик, и все кивали. "За тебя!" "За тебя!" "За... тебя!" Только в самом конце кто-то вспомнил, что ведь и у Председателя прошел день рождения, и был он аккурат перед моим. Ты - Дева? - поразился я. - Конечно, я - Дева, - ответил он. - Но ты же не похож на меня! - сказал я. - Главное, что я не похож на Пятачка, вот это самое главное, - ответил он, и мы чокнулись пластиковыми стаканами, и гонимый поэт Трестман, не стесняясь присутствующих дам, рассказал чудовищно неприличный анекдот про Пятачка и Винни-Пуха. Все грохнули и еще выпили, и закусили, чем Бог послал, со мной переслал. Бог переслал много, я притащил на собрание пятикилограммовую сумку с закуской. Дальше рассказывать неинтересно, всё было как всегда, то есть очень много водки; да я и не помню, что дальше было. Помню только, что в самом конце я троекратно, по русскому обычаю, целовался с великим писателем Хананом и демонстративно сплевывал в сторону после каждого поцелуя. Потом, помню еще, мы все сидели за столом пригорюнясь, и тихо пели "Ты да я, да мы с тобой...", и я раздраженно дергал Сан Саныча за бороду, потому что у Сан Саныча нет ни слуха, ни голоса.
Вот. А больше я ничего не помню. Потому что мы были, как говорит моя жена, в жывотном состоянии. Но перед тем, как впасть в это состояние окончательно, я записал три новых стихотворения Володи Френкеля, которых еще нет в сети. Я записал их на автопилоте, имея в голове мысль, что ведь нужно же будет чем-то отчитываться завтра, когда я приду в дневники, а Френкель вообще - прекрасный поэт, я его здесь неоднократно уже цитировал.
* * *
Смолоду по городу шататься,
Улицы и строки рифмовать,
А потом - куда еще податься -
Вечную проблему разрешать.
Вот чего душе недоставало -
Праздника нечаянного, тут,
В полутьме старинного подвала,
Где в разлив сухое продают.
Духом воспарить над черепичным
Городом, поближе к небесам, -
Как-то это сделалось привычным,
Но и не к добру, я знаю сам.
Пусть я не похож на арлекина,
Это же не театр, а подвал,
Никогда мой город не покину -
Так я думал, но не угадал.
А теперь за кружкою глинтвейна,
Чтоб ни померещилось опять,
Не видать ни Даугавы. ни Рейна,
И Невы, конечно, не видать.
Марево, а не архитектура,
Миражи почище ар-нуво.
Вот сюда б французского Артюра,
Эти-то пейзажи - для него!
Допиваю. Выхожу. И все же
Вечерами дышится легко.
Видно, я с годами все моложе,
Вот и до небес недалеко.
* * *
Что может быть лучше прогулки!
Вот город - безлюден и тих,
Бульвары, сады, переулки,
Нагие торцы мостовых...
Почти что в любую погоду
заката далекий пожар
Увидим, как будто свободу -
Ненужный блистающий дар.
Как радостно, не вспоминая
О жизни чужой и своей,
Не видеть ни ада, ни рая,
Ни всеми забытых теней.
Покуда живешь - забываешь,
И не огорчайся, поэт,
Что ты никогда не узнаешь
О мире, которого нет.
Подумай, на каменных плитах
Не знать бы совсем ни о чем -
Об изгнанных, о позабытых,
Когда-то покинувших дом.
Так лучше бы тут осторожно
Замедлить прогулочный шаг.
И не говорите - "как можно!"
Наверное, можно и так.
Из Р.-М. Рильке
ОСЕНЬЮ
Господь, пора - переломилось лето.
Вот тень Твоя на солнечных часах,
пусть ветер дует в поле, вот примета
осенних дней - ветра и листопад,
последнее тепло и созреванье
плодов. Здесь завершенье, окончанье,
и сладок нам тяжелый виноград.
Кто стал бездомным, дом не обретет.
Кто одинок, тот будет одиноким,
Он пишет письма длинные далеким
друзьям и неприкаянно бередет,
что лист осенний, по аллеям строгим.
(Ср.: HERBSTTAG
Herr: es ist Zeit. Der Sommer war sehr groß. /
Leg deinen Schatten auf die Sonnenuhren, /
und auf den Fluren laß die Winde los. /
Befiel den letzten Früchten voll zu sein; /
gib ihnen noch zwei südlichere Tage, /
dränge sie zur Vollendung hin und jage /
die letzte Süße in den schweren Wein. /
Wer jetzt kein Haus hat, baut sich keines mehr. /
Wer jetzt allein ist, wird Es lange bleiben, /
wird wachen, lesen, lange Briefe schreiben /
und wird in den Alleen hin und her /
unruhig wandern, wenn die Blätter treiben. )
@темы:
Френкель,
содружники
Я знала.
И вообще, мне эта свинья никогда не внушала доверия.
Если твой Френкель - Владимир Оскарович, то мы знакомы. Если совместная выпивка на кухне у Валентины Невинной - повод для знакомства. Это было как раз накануне его отъезда.
Не знаю откуда, но пили в Москве на улице Народной. Они пришли уже хорошие со скрипачом... Черт, все время его фамилию забываю, что-то типа Бело... Белоцерковский? Нет, не так. Но Валя его хорошо помнит. Вот завтра приедет, я тебе скажу. Помню, что мы пили, как в последний раз. Именно потому, что Френкель собирался уезжать и сетовал, что другого варианта нет. Скрипач собирался уезжать тоже, потому что ему нормальных гастролей не давали, а посылали окультуривать колхозный фронт, и ему это сильно надоело.
перевод Рильке действительно волшебный)) Позволено ли будет утащить его к себе? Очень уж резонирует.
И еще - просвети меня, пжста, Френкель в каком городе живет - где эти пейзажи, которые для Рембо?
Наташа, теперь живет в Иерусалиме. В советское время жил в Риге, а потом довольно долго - в Ленинграде.
Можешь надо мной похохотать, я даже не обижусь. Позвонила Вале Невинной, она сказала, что не приедет, приболела. С Копелиовичем знакома не была. Владимир Френкель - не Оскарович, а совсем даже Янович. Скрипач - никакой не Бело-какеготам, а Саша Брусиловский. И встречались и выпивали не в Москве на Народной, а в Калуге на Болотникова. А встречались потому, что Френкель перед отъездом хотел взять у Валентины стихи для "Посева". А она не дала. Ее в то время сильно пасло КГБ. Все телефоны были на прослушке. Даже в нашем кабинете в управлении культуры (Валя работала у меня в отделе). И она опасалась неприятностей для родных и друзей, а через год переехала в Москву из Калуги. И был это, по-видимому, 1982 год. Во, какой плетень я тебе сплела. Понимаешь, как-то все время выпимши, все путается. А, может, возраст? Наверно, старость подошла, обвисла шляпа над ушами.