13:54

Дед

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")


Викторович несколько дней назад вспоминал в дневнике рассказы своих дедушек о военном времени. По ассоциации и я вспомнил о моих дедах.

Отцы мамы и папы воевали оба. Оба принесли с войны награды, оба участвовали в боях. Мамин папа служил в пехоте. Он вытащил с минного поля своего товарища, которому взрывом оторвало обе ноги; ни один человек из его роты, несмотря на понукания замполита, не согласился идти спасать - все стояли у кромки поля и беспомощно смотрели вперёд, вытянув шеи. Мой дед выпил стакан спирта и пошёл. И дошёл, и взвалил на спину потерявшего сознание безногого, и вынес его с поля. И не взорвался. За это ему дали потом какой-то орден. Это было в Польше. Он рассказал мне об этом однажды, и я запомнил навсегда.

Папин папа мало рассказывал о войне. Он тоже принёс с фронта награды, но никогда не говорил мне, за что получил ту или иную медаль. Я знал, что в своей части он был помпотехом, помощником по технической части. Что это такое, я не знаю до сих пор. С войны он пришёл психованным от контузии - и совершенно лысым. Облысел он, по его словам, в одночасье, во время танковой атаки на Курской дуге, лёжа в окопе, который утюжили немецкие "тигры". Говоря о войне, он, в основном, ругался и кричал нечто невразумительное.

Я с детства привык считать своих дедов героями и, когда наступал очередной День победы, с гордостью шёл между ними по улицам, держась за их руки, и медали и ордена брякали на их груди в такт шагам.

Мне было двенадцать лет, когда девятого мая мы всей семьёй собрались за праздничным столом. Бабушки хлопотали на кухне, мои родители, тётки, дядья и оба деда в пиджаках с орденскими колодками расположились за столом.

Мамин папа провозгласил первый тост - за День победы. Выпили они, и бабушки начали наперебой вспоминать, как ждали своих героев с войны.

Мамин папа рассказал историю получения нескольких медалей, и я, сидя на стуле с ним рядом, испытывал невероятное чувство гордости.

И вдруг лысый дед мой, папин отец, сказал - мне тоже есть что рассказать, вы меня послушайте. Все удивились внятности его речи - ведь все годы до этого, рассказывая о войне, он лишь кричал и плевался.

И дед рассказал.

Весну сорок пятого он встретил в небольшом городке в восточной части Германии. Девятого мая, после капитуляции рейха, его вызвал начальник штаба части, в которой служил, и сказал, что он приказом командующего фронтом назначен комендантом города; но вот беда - немецкого он не знает, а официальный переводчик прибудет только через несколько дней. В то время как переводчик был совершенно необходим - за окном, на улице, уже выстраивалась длиннейшая очередь из местных жителей, которых нужно было выслушать, и нужно было решать массу организационных вопросов, и налаживать мирную жизнь. Так что, Хаим, сказал деду начальник штаба, переводчиком будешь ты. Помпотех, ты знаешь идиш, а он похож на немецкий. Будешь переводить.

Дед переводил несколько дней, в течение которых через кабинет начальника штаба прошли сотни немцев.

На пятый день в комнату зашёл маленький, аккуратно одетый старичок и попросил у господина коменданта защиты, справедливости и порядка.

Дед принялся переводить, вставляя в трудных местах в идишскую речь русский мат и обороты на древнееврейском. Старичок с испугом косился на него, но, кажется, понимал почти всё.

-Господин комендант, ко мне домой пришли ваши солдаты. Они были очень грубы, кричали, унижали служанку, портили воздух. Они взяли в моём доме все наручные часы и разделили их между собой. Перед уходом они выстрелили в портрет фюрера и унесли большое зеркало. Я не обижаюсь за портрет фюрера, ибо сам собирался снять его; но я прошу приказать вашим солдатам вернуть мне зеркало. Это дорогое, старинное зеркало, оно было куплено для нашего дома ещё моим отцом.

Господин комендант - подполковник Василий Петров из Ленинграда - выслушал перевод и заскрипел зубами. Он не смотрел больше на старика. Он повернулся к моему лысому деду.

-Хаим, у меня в Питере погибла вся семья. У них не было хлеба, Хаим. А у тебя, я слышал, тоже не все выжили...

-Так точно, - ответил мой дед и, сквернословя на трёх языках, объяснил аккуратному старичку, что он родом из Николаева, что у него не осталось никаких родных, кроме эвакуированных жены с сыном, и что сестру его, пятнадцатилетнюю Фиру, немецкие солдаты привязали за волосы к какому-то выступу на вездеходе и погнали машину на полной скорости, пока сестра не упала и осталась без скальпа. Так написала ему в армию соседка-украинка, глядевшая на акцию из окна своего дома. Все остальные родственники были расстреляны без мучений. И сделали это (я теперь в этом не сомневаюсь, добавил дед) сыновья аккуратного старика.

-Но, господин комендант, - возразил старик, не столько испуганный, сколько ошеломлённый, - у меня и сыновей-то никаких нет, а есть лишь дочь; меня самого по возрасту и состоянию здоровья не взяли даже в фольсштурм; и я не понимаю вообще, какая связь между печальной историей ваших семей и зеркалом, которое было украдено русскими солдатами из моего дома.

-Так что же ты хочешь, старый скот? - не глядя на посетителя, прохрипел подполковник из Ленинграда, и дед добросовестно перевёл немцу эти слова.

-Я прошу порядка и справедливости, - с достоинством отвечал тот, стараясь не обижаться на раздражительных бойцов Красной армии. - Я настоятельно прошу вернуть мне зеркало. Это зеркало старинной работы и очень ценно.

-Хаим, - вновь заскрипел зубами господин комендант, - у меня нет сил разбираться с ним. Возьми его, Хаим, и сделай с ним, что хочешь.

Мой контуженный, лысый дед поманил старика пальцем и открыл перед ним дверь, ведущую в акккуратный внутренний дворик.

-А что там, господин переводчик? - с любопытством спросил старик, останавляваясь у двери.

-Там тебе вернут твоё зеркало, - отвечал дед, и немец переступил порог.

Дед поставил его у благоухающего розового куста и выстрелил ему в лицо. Ему показалось, что немец падает как-то не так, и выстрелил ещё два раза, оба раза - в голову.

Потом он засунул дымящийся пистолет в кобуру и вернулся в комнату - переводить для подполковника речь очередного посетителя.

---------------

Мы, сидевшие за праздничным столом Девятого мая через тридцать лет после окончания Великой войны и впервые выслушавшие эту историю, приросли к своим стульям. Второй дед, мамин отец, молчал, как и все. Минуты полторы никто ничего не говорил. Лысый дед налил себе стакан водки и нежно погладил висевшую на груди медаль "За победу".

-Деда, это тебе за это дали медаль? - спросил я посреди жуткой тишины комнаты. Дед мутно посмотрел на меня.

-Глуп ты ещё, внучек.



В тот праздник все разошлись по домам раньше обычного.

Комментарии
07.04.2004 в 14:16

Миша, а сейчас ты его понимаешь?
07.04.2004 в 14:19

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Не очень. Чтобы понять его, мне нужно было бы самому пройти войну.

Да и писал я это не из дидактических соображений. Просто - кусок жизни. Передал то, что чувствовал тогда. Зарисовка. Не хочется читать мораль.

Было так. И всё.
07.04.2004 в 14:37

Я понимаю.

Никаких моралей. Не нам судить.

У меня деды тоже воевали. И тоже некоторые их рассказы

вызывали недоумение , даже неприятие.

Жаль, что умерли. Сейчас бы я с ними пообщалась..
07.04.2004 в 14:53

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Вот именно. Я об этом тоже часто думаю. Когда они были живы - я был мал и глуп. Когда вырос и захотелось общаться по-настоящему - уже не с кем было.
07.04.2004 в 15:23

от винта
читая такое, начинаешь понимать, что некоторые вещи невозможно развести по разные стороны баррикад в войне между "морально" и "аморально". Ты прав. Так было. И все.

очередной раз спасибо за "кусок жизни".
07.04.2004 в 15:26

Мне мой дед о войне рассказывал только смешные и курьезные вещи.... (хотя орденов у него немало), но вот почему-то только смешное и курьезное.

К стати довольно интересно, вот только таланта написать про это у меня нет.
07.04.2004 в 15:33

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
А ты попробуй.

А мы уж оценим и решим между собой - есть у тебя талант или нет. : )
07.04.2004 в 16:49

Да, у меня оба покойных деда рассказывали другое... Мол, спички даром не взяли у немцев, потому что как же можно, и я им верю безусловно.

Правда, у них не убили никого, и никого не контузило.

Тот из них, чью фамилию я не унаследовал, тоже, кстати, был герром комендантом в немецком городке на пять домов. Там мама родилась.



Хорошо ты это. У иных пишущих "куски жизни" все равно говном пахнут, хотя, вроде, и без пафоса и без дидактизма, а просто: "вот как бывает".

Наверное, это потому, что у тебя не голое "как бывает".

Голое отвратительное "как бывает" - это у Сартра и Камю.



Разболтался я.

Спасибо за.

07.04.2004 в 19:57

и наоборот
remix



- Миша, а сейчас ты его понимаешь?

- Не очень.



С войны он пришёл психованным от контузии - и совершенно лысым. Облысел он, по его словам, в одночасье, во время танковой атаки на Курской дуге, лёжа в окопе, который утюжили немецкие "тигры".



и я не понимаю вообще, какая связь между печальной историей ваших семей и зеркалом, которое было украдено русскими солдатами из моего дома....



-Хаим, у меня в Питере погибла вся семья. У них не было хлеба, Хаим. А у тебя, я слышал, тоже не все выжили...



и что сестру его, пятнадцатилетнюю Фиру, немецкие солдаты привязали за волосы к какому-то выступу на вездеходе и погнали машину на полной скорости, пока сестра не упала и осталась без скальпа. Все остальные родственники были расстреляны без мучений.



-Я прошу порядка и справедливости, - с достоинством отвечал тот, стараясь не обижаться на раздражительных бойцов Красной армии. - Я настоятельно прошу вернуть мне зеркало. Это зеркало старинной работы и очень ценно.



Дед поставил его у благоухающего розового куста и выстрелил ему в лицо. Ему показалось, что немец падает как-то не так, и выстрелил ещё два раза, оба раза - в голову.



-Деда, это тебе за это дали медаль?



и я не понимаю вообще, какая связь между печальной историей ваших семей и зеркалом, которое было украдено русскими солдатами из моего дома.



- Миша, а сейчас ты его понимаешь?

- Не очень.
07.04.2004 в 20:23

Я опять поражён.

книжку бы издать..
07.04.2004 в 21:00

А из нашего окна площадь Красная видна! Я в оптический прицел, даже лица разглядел!
у меня один дед Герой Советского Союза был. умер он када я маленький был. Очень бы хотелось послушать, как он получил эту медаль-- без купюр услушать. Я читал его историю в книге, гордился им до безумия. Меня даже в честь него назвали. Только рассказ в книге и слова человека пережившего ЭТО разные вещи.

От деда мне достались старинные наручные часы.

Второй дед- тоже под стать. Грудь в ординах ранен был. Этот дед ничего не рассказывал мне... Папа рассказывал- Дед прибалтов департировал.

Это просто была война.
07.04.2004 в 21:48

Revolte

Да. Книжку - обязательно надо.
07.04.2004 в 22:10

Потрясло...

Спасибо.
07.04.2004 в 22:14

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Это вам всем спасибо. Чёрта с два я писал бы что-нибудь, если бы у меня не было вас.
08.04.2004 в 16:29

Попробую как нибудь.... может на следующей неделе...

Ты меня подвигаешь на подвиг....

Я мастер устного изложения.
08.04.2004 в 16:37

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Пришла пора попробовать письменное изложение.

Ждём-с. :)

08.04.2004 в 16:41

не все напрасно
Дед молодец, что рассказал. Каково ему было решиться?!



Представить себя на его месте почти невозможно — мы не пережили того, что им выпало, но я бы, возможно, тоже выстрелил.

08.04.2004 в 16:42

Ладно, вот только выбери про: "мишку", "надо вовремя остановиться", "золото", "статуй".
08.04.2004 в 16:43

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Это я должен выбрать?

Не понял...

И темы какие-то незнакомые... :)
08.04.2004 в 16:53

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
про: "мишку", "надо вовремя остановиться", "золото", "статуй".



Если бы я ещё понимал, что имеется в виду под этими криптограммами...

Ну хорошо. Про "МИШКУ". Поскольку я сам Мишка, то пусть будет в формальном соответствии с моим именем.

Для почину, так сказать.

08.04.2004 в 16:56

О кей!

Дома напишу, а завтра с работы выложу сюда..
08.04.2004 в 16:59

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Сюда? В комментарии?

Ты бы лучше завёл свой собственный дневник... Почему нет? Пуркуа па, так сказать?
09.04.2004 в 14:03

Нет должного количества эксгибиционизма. :)
09.04.2004 в 14:17

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Ну так давай сюда.

В конце-то концов.
09.04.2004 в 22:00

всё будет хорошо..!
м-да...

я бы тоже так сделал наверняка.
09.04.2004 в 22:02

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Ну, сваливайте всё ко мне...

Что я могу поделать? :-D
03.09.2004 в 17:11

Смерти нет, есть дорога в бесконечность...
Дед молодец, что рассказал. Каково ему было решиться?!

Я думаю дед и сам уже понял, что он сделал и осудил себя, потому и не рассказывал никому-не чем тут похвалятся.