понедельник, 19 марта 2007
Гумилев говорил Анне Андреевне:
-У нас писатели кончали тем, что начинали учить людей. Когда ты заметишь, что я начинаю учить, - отрави меня, пожалуйста.
* * *
читать дальшеДве формы обращения с литературнымит ценностями прошлого - оплевывание и облизывание: Достоевский, Фет, Блок...
* * *
В 30-х годах я несколько раз читала Ахматовой фрагменты из моих эссе. Между прочим она сказала:
-Очень точно о любви. Даже неприятно слушать.
Я гордилась оценкой.
* * *
Ахматова считала Пастернака удачником по природе и во всем - даже в неудачах. У Анны Андреевны был свой вариант эпизода (совсем непохожий), рассказанного Пастернаком в его автобиографии. Излагала она его так: четырехлетний Пастернак как-то проснулся ночью и заплакал, ему было страшно. В ночной рубашке, босиком он побежал в соседнюю комнату. Там его мать играла на рояле, а рядом в кресле сидел старик с бородой и плакал. На другой день мальчику объяснили, что старик - это Лев Толстой.
-Боренька знал, когда проснуться, - добавляла Анна Андреевна.
* * *
Когда доходит до беды, самая плохая семья удобнее самых лучших друзей. Друзья, получавшие от человека удовольствие, вдруг должны с ним маяться. Неприятный переход, требующий необязательных усилий с одной стороны и чувства вины с другой. Плохой же семье он и без того надоел. Так что все на месте.
* * *
"Главное - не теряйте отчаянья", - любил повторять Николай Николаевич Пунин.
* * *
Честертон настаивает на том, что главное, "чтобы человек, попросту сидящий в кресле, вдруг понял, что живет, и стал счастлив". "Все прекрасно по сравнению с небытием", - уверяет Честертон. Это красивая мысль. Она меня прельщает. Но есть в ней что-то от викторианской холености. Честертон умер в 1936 году. Он видел еще не все, но многое видел, у него брат погиб на войне четырнадцатого года. Он не понимал, что бывает существование, которое хуже небытия, которое от перехода в небытие удерживет только темный, дремучий инстинкт жизни.
* * *
...Перечитываю биографию. Ведущая мысль - индивидуализм, философский персонализм. Раскаленный протест против всего его ограничивающего, - откуда бы оно ни исходило, даже от Бога. Но суть в том, что это индивидуализм религиозного сознания, то есть заведомо обеспеченного ценностями и смыслами. И в мире ценностей оно ведет себя непринужденно.
А безверию - где ему найти аксеологическую непреложность? Для этого существуют, конечно, механизмы социальных правил или настойчивые творческие и эмоциональные побуждения. Но между ними и последней этической истиной всегда для нас остается зазор, в котором мучительно шевелится необязательность.
http://www.diary.ru/~libdragon/?com...postid=25330306
http://www.diary.ru/~libdragon/?com...postid=25233614
Лидия Гинзбург, "Человек за письменным столом", изд-во "Советский писатель", Ленинградское отделение, 1989г.
(606 страниц).
Я тоже лучше "Записок..." ничего не припомню - они слишком жестко и честно написаны. Ну, ее как-то обвиняли в том, что слишком умна для женщины...
Доброе утро. : )