Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Роясь в моём домашнем архиве, я обнаружил папку со старой публицистикой, в разное время опубликованной в израильской и американской прессе.

-----------------------------------------------------



"Неделя", 13.09.1994г.





"...Но никто нас не вызовет

на Сенатскую площадь".


Н.Коржавин.



-Странно как-то всё у вас выходит, Михаил Маркович, - проникновенно и даже немного жалобно произнёс симпатичный высокий опер, медленно прижимая меня к открытому окну третьего этажа одного известного здания в центре Ленинграда.

-...Как-то, знаете, нехорошо даже. То, что язык этот зубодробительный выучили - это хорошо, это помогает партии и народу в движении к намеченным планам. Но вот с сионистами общаетесь, журнальчики почитываете - это, знаете ли, нехорошо. Как вы после вашего педвуза детей учить пойдёте? Мы этого допустить никак не можем. А ещё... - он печально затянулся сигаретой "ТУ". - Ещё ведь вы и мировую революцию собираетесь устроить!

"Шма, Исраэль, Шма, Исраэль, Шма-а-а-а..." - вопило что-то во мне. Начало молитвы, произносимой правоверными в обязательном порядке перед кончиной, прорезалось автоматически. Я знал совершенно точно, что обязан произнести эти слова именно сейчас, перед смертью - ведь за порог этой гнусной маленькой комнаты, где за тонкой стенкой шуршал и щёлкал магнитофон с записью нашей беседы, меня уже не выпустят никогда.

"Шма-а-а-а, что они знают, неужели нашли, барух шем кевод, чтоб они сгорели, леолам ваэд..." В ушах гудело; как сквозь вату, доносились обрывки слов: "Сионисты... Анархия... Тора... Кропоткин... Мартин Бубер... Баадер-Майнхоф... Бен-Гурион... Мировой пожар... Маркузе..."

Я выбрался из этой комнаты, от бесед с направленной в лицо лампой, я выбрался из школы, в которой преподавал, из своей квартиры, из этого города, я вообще выбрался из этой страны.

Я стал читать те книги, которые читать хотел, открыто, в автобусе, дома и на работе, а не в маленькой подпольной библиотеке на окраине города моего детства, в чужом доме, чей хозяин привычно вздрагивал от любого неусловленного стука в дверь.

Я встречался с бывшими узниками советских лагерей, с диссидентами, с демократами, с сионистами, с украинскими, литовскими, армянскими националистами и интернационалистами, с активистами религиозного возрождения всех сортов, цветов и оттенков. Я прочёл массу воспоминаний и тех, и других. Я нашёл в Иерусалиме огромное количество материалов обо всём, что так или иначе было связано с подпольными группами в Советской России. Я не нашёл ничего об ультралевом антибольшевистском движении на необъятных российских просторах, и о людях, в этом движении участвовавших.

Узники Сиона и борцы за гражданские права, эмигранты и репатрианты пожимали плечами, услышав о таких вещах. Обычная реакция опытных зубров бывшего российского разноцветного диссидентства, отсидевших в тюрьмах и лагерях, многолетних отказников, выражалась в пожатии плечами и словах "детский сад", "в первый раз слышу", "какое это к нам имеет отношение?"

...После разгрома коммунистами анархистских движений в 20-е годы в народе о самом этом учении ничего не было известно, кроме безумно глупых статей в советских энциклопедиях и справочниках. Махно приравнивали к Петлюре, о Кропоткине знали лишь то, что его именем названы станция метрополитена в столице и несколько улиц в разных концах страны; периодически высказывалось также предположение, что Кропоткин был первым строителем этой станции, ударником коммунистического труда и инженером-стахановцем.

Даже в жуткие годы сталинской диктатуры существовали группы, идеологически близкие ко взглядам, что излагал в своих многотомных сочинениях мифический строитель московского метрополитена. В начале 50-х годов в столице был ликвидирован молодёжный "Союз борьбы за дело революции", а шестнадцатилетний руководитель кружка - расстрелян.

В конце 70-х годов маленькая группа ленинградских старшеклассников решила объединиться, дабы нести в народ свет идей абсолютной свободы.

С народом ничего не вышло с самого начала - у широких масс знание основ анархизма ограничивалось распеванием в нетрезвом виде двух первых строчек популярной песни "Цыплёнок жареный". Пришлось законспирироваться и разрабатывать программу. Перспективы мировой революции быстро отпали сами собой. Поскольку идеологами кружка были, само собой, евреи, как-то автоматически встал вопрос о борьбе с антисемитизмом в СССР. Ничего путного предложено не было, и за невозможностью бороться ни с юдофобией высших эшелонов власти, ни с массовым антисемитизмом трудящихся, решили искоренять соответствующие контрреволюционные тенденции в собственных рядах. В кружке было несколько евреев, русских, украинец, татарин, немец и армянин. Среди русских вычислили Лёшу Зудова (партийная кличка - Лёва Задов), который был проповедником борьбы с тоталитаризмом и одновременно не жаловал иерусалимских дворян. По примеру японских ультралевых из группировки "Красная Армия" немедленно пришли к выводу о необходимости товарищеского суда над ренегатом. Немец, движимый, вероятно, комплексом вины перед еврейским народом, сходу предложил смертную казнь. Его поддержал армянин, а осуществить приговор добровольно вызвался некто Бригадир (который, как впоследствии выяснилось, был добровольным осведомителем органов). К счастью и для несчастного Задова, и для нас самих, казнь не состоялась по независящим от нас причинам.

К весне 1981 года питерская группа решила установить контакты с единомышленниками в других городах. Приехали товарищи из Риги и Харькова, привезли большое количество спиртных напитков и скверные ксерокопии программ своих кружков. Резолюция новорожденного движения анархистов Россиии должна была быть зачитана после митинга на канале грибоедова, который состоялся первого марта - в связи со столетием уничтожения народовольцами Александра Второго.

Митинг, на который не были приглашены подозреваемые провокаторы, прошёл с большим подъёмом. Длинноволосая девушка в вязаной кофте до колен - представительница питерских хиппи - воюзим голосом зачитала свои стихи, в которых упоминались цветы, растущие из стволов автоматов, а также воспевалась любовь Перовской к Желябову. Весёлый толстяк с юга, делая решительно отмашку рукой, огласил решение неких иногородних товарищей немедленно приступить к тотальному террору против большевиков. В зачитанной резолюции упоминались Бакунин, Лев Толстой, Фанни Каплан, Махатма Ганди и Кон-Бендит. Отдельным пунктом было внесено требование о свободе политзаключённых всех направлений, томящихся в тюрьмах СССР и всех стран мира, и поддержке "борьбы свободолюбивых израильских киббуцников против агрессивного империализма арабских режимов".

По всей вероятности, чаша терпения властей была переполнена этим чудовищным коктейлем из идеололгии антибольшевистского террора, призывов к братской любви и поддержки киббуцев в солнечной Галилее.

Далее, юные революционеры снарядили экспедицию на Синявинские болота с целью поиска ржавого оружия, оставшегося с Великой Отечественной. И оружия на знаменитом Невском пятачке было найдено, действительно, довольно много - в основном, правда, в виде насквозь проржавевших касок и штык-ножей. Местное население из совхозов в районе Синявина в поисках легендарных "шмайссеров" принимало самое деятельное участие.

-Ребята, чего ищете?

-Оружие.

-А... Для чего?

-Для борьбы с коммунистами, товарищ. За свободу.

-О-о... Свобода. Это такое дело: за свободу, браток, и спину погорбатить можно.

И - помогали копать.

...К активным действиям анархисты, к счастью, перейти не успели. К активным действиям, к несчастью, перешёл КГБ. Весной 1984-го года в два приёма взяли всех питерских. На столы гебистов легли программы антибольшевистского восстания, список использованной литературы - Кропоткин, Бакунин, Прудон, Реклю, и - требование освободить узников тюрем и лагерей, севших по политическим мотивам во всех странах мира.

То, как разворачивались события дальше - тема отдельного исследования. Уже находясь в Иерусалиме, я с изумлением узнал, что в период перестройки в СССР, как грибы после дождя, стали множиться анархистские кружки, группы, федерации и конфедерации. В начале 90-х годов движение насчитывало уже тысячи участников и сочувствовавших во многих городах СНГ, имело солидную полиграфическую базу, не один десяток периодических изданий, массовость митингов, ревущие толпы юных фанатов и отличных ораторов в очках, призывавших к раздутию мирового пожара, но при этом, как правило, на собственной домашней кухне боявшихся раздавить даже таракана.

...Я случайно присутствовал на митинге тель-авивских "левых". Среди плакатов "Шалом ахшав" вдруг увидел чёрное знамя. Оказалось - в Израиле образовалось Движение Анархистов. Члены этого Движения - местные уроженцы, выходцы из весьма обеспеченных семей, заявляющие о необходимости всё отдать арабам и всё поделить, и возвращения страны к границам 1948 года.

Я настолько далеко ушёл от революционных идеалов моей глупой юности, что, завязав разговор, сам был уверен - никакой особо нервной реакции эти заявления у меня уже не вызовут.

И вдруг я психанул. Я рассказал им о нашем смешном, неуклюжем, детском подполье, о том, как мы собирались бороться с диктатурой в России. О том, как мне противно смотреть на сытые физиономии тель-авивских теоретиков, с интеллектуальным апломбом рассуждающих о том, как повыгоднее откупиться от земли, на которой они родились, и каждый квадратный метр которой полит кровью их отцов и дедов. Я крикнул, что настоящие борцы за свободу - там, на территориях, в Хевроне и Кирьят-Арбе, - они борются с мразью, власть предержащей; а эти - на этом "шаломовском" митинге - "псы постбольшевистской диктатуры и защитники исламского империализма" (откуда только старая фразеология вылезла?).

Мне сказали, что я - фашист, и я ушёл с этого митинга.

...В одной из центральных газет появилась большая статья об израильских анархистах. Была и цветная фотография - активисты движения на фоне чёрного плаката: два здоровенных кулака, разрывающие какие-то цепи на фоне взрыва. Над этим - огромная надпись: "ХОФЕШ!" ("Свобода").

Я взял эту фотографию, вырезал из газеты и повесил над столом в своём рабочем кабинете. В качестве воспоминания о бесцельно прожитых годах.
















Комментарии
21.05.2004 в 08:50

не все напрасно
Интересно, спасибо. Совсем другая жизнь, чем та, которую знаю я.

Стараюсь вспомнить и не могу — знаю ли кого-то, кто может рассказать о "цельно прожитых годах"?
21.05.2004 в 13:32

нос

статья хороша, но зачем же так-то о людях?

разве благополучие близких и любимых людей нельзя считать достойной целью? Тем более, в те времена, когда в этой стране подобное отношение к жизни и ее целям клеймилось и осуждалось на все лады.
21.05.2004 в 13:39

не все напрасно
Теперь в графе судимость буду писать: "осужден Сорринкой бессрочно".



Только не пойму за что :-)

Ну да ладно.
21.05.2004 в 14:02

Миша, это печаталось??
21.05.2004 в 14:45

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Печаталось у нас здесь, десять лет назад. Там же, в самом начале, есть ссылка на еженедельник.
21.05.2004 в 14:57

Тьфу, не посмотрел.

И вообще, я спутал с одним документом от августа 2002 года.
21.05.2004 в 15:22

нос

Не осуждаю, а недоумеваю.

Стараюсь вспомнить и не могу — знаю ли кого-то, кто может рассказать о "цельно прожитых годах"?



Не поверю, что никто в твоем окружении не жил, делая всё возможное для счастья своих близких. Извини, но одного такого твоего знакомого (или друга?) я даже могу тебе назвать. Это наш общий знакомый, хотя, возможно, ты этого не знаешь. Или ты считаешь, что их цель не достойна быть целью жизни? Но это уже другой вопрос, главное, что цель-то была
21.05.2004 в 18:37

не все напрасно
Сорринка, я говорю о прошлом, как Миша.

Каждый день мы можем сказать ради чего живем. Но оглянувшись на прожитые десятилетия, понимаем, что по большому счету, мало чего удалось добиться из тех целей.

Жить ради счастья своих близких — это, конечно, цель, если нет других, но она такая... женская, что ли ))

Я уж теперь тоже живу ради счастья близких, но назвать это целью как-то стесняюсь )) Просто больше ничего не остается.
21.05.2004 в 19:55

"Каких только не бывает в жизни встреч!" (с)
Либертарный Дракон, извиняюсь за объемность



Либертарный Дракон



"Был бы человек, дело найдется". (с) (юридич.-политич.)



Я не нашёл ничего об ультралевом антибольшевистском движении на необъятных российских просторах, и о людях, в этом движении участвовавших.



Пробую не столько возражать, сколько констатировать факты.

Как же так, Миша?!

А "Дело Московской Хельсинской группировки"?

http://www.mhg.ru/history/1B334C6



А лидер этого самого антибольшивистского движения Кирилл Хенкин?

Кирилл Хенкин – журналист бывший сотрудник журнала "Проблемы мира и социализма" и радиостанции "Мир и прогресс". (с)



А общесоюзное движение христиан-баптистов , которых юридическая власть партии и государства квалифицировала не просто как антисоветскую, а в большей степени, антибольшивистской ? Причем до самой горбачевской эры с названием "перестройка", когда началась активная волна выезда "на постоянное место жительства" этнических немцев, так называемых, русских немцев, начиная с Прибалтийских республик и республик Средней Азии (Казахстан, Сибирь и Немецкая Автономимия подключились волной).

Именно тогда были срочно приняты многочисленные поправки ко многим "политическим" пунктам законодательства, и эшелонами (!!!) стали отпускаться домой, на волю, политзаключенные, и освобождаться "психбольные" из политич.психлечебниц (были и такие) повсеместно по всей территории бывшего Союза. Диагностика у таких "больных" была странно-веселая.

Вот, например, выписка из медицинской карточки Леонида Плюща: "Навязчивая идея необходимости восстановления ленинских норм в партийной жизни. Лечить. Галоперидол, психотерапия... Продолжает настаивать на необходимости проведения чисток в партии и комсомоле с целью восстановления ленинских норм. Лечить. Галоперидол, психотерапия".



В конце концов, ЭТО одна из приличных частей политической деятельности незабвенного Натана Щаранского, теперешнего Израильского (вашего!) Министра?

Его ведь так и называли "новым Бухариным"!

http://www.peoples.ru/state/minister/israel/scharanski/



Ведь он занимался не только проблемами евреев , а помогал баптистам и пятидесятникам, оказал немало услуг советским немцам, крымским татарам, семьям политзаключенных, что соотносилось к антибольшивисткому/антикоммунистическому движению.



Нет, Миша, я думаю, что это ваше заявление-недоумение просто провокация на нашу с вами беседу вскользь в привате. :)

Вы пробуете меня разговорить! Но... материала, все же, достаточно в Интернете.

Ох, и хитрый же вы!

Почти с таким же недоумением могу сетовать о всесоветском/всесоюзном движени Анархистов , деятельность которых не преследовалась властями жестоко/жестко, потому что они же сами и квалифицировали Движение Анархистов как... Игру скучающих студентов, с некоторыми спецэффектами допросами-распросами причастных ... для своей статистики, для "галочки".



Более того, не встречала ни одного осужденного по 70-й статье активного Анархиста в ссылке, в тех самых политически активных конца 70-х-начала 80-х годах. Проходившие этап через Сибирь, в большей степени, были криминальны.

Не в обиду вам будет сказано, но почти все осужденные так или иначе по 70-статье заключенные, а попросту,- диссиденты всех мастей и направлений, всегда относились к движению анархистов и самим их лидерам, с снисхождением, как к детям, играющим "в политику". Ведь, признайтесь, даже все существовавшие их программы (партийно-ячейковые) носили несколько, кхм... пафосный характер, и не имели целенаправленной тезисной структуры.



О таких личностях как Махно и Кропоткин, чьи имена связаны с зарождением идей анархизма и историей самого этого движения, считаю надо говорить отдельной частью всй советской Истории, а не только движения анархистов. Это личности Истории. Их требовала сама История, писавшая партийную программу анархистов, как коррективы большевистской и меньшевистской, а в большей степени, народной. Они своё отыграли. Давно.

Поймите правильно, лично я ничего не имею против ваших идейных единомышленников, как и в целом, самого анархистского движения, хотя считаю их проеврейскими. Более того, я вобще не знакома с актуальными вопросами и идеями анархистов (разве что вскользь, благодаря вам) . И, честно говоря, сейчас вобще далека от активности какой бы то ни было партии и политдвижений в целом, чтобы вести тематические беседы.

Мне просто хотелось высказать свою точку зрения на ваше недоуменное высказывание (см. сначала)



А вам я желаю всяческих успехов в ваших идейных делах, и в бОльшей степени, удовольствия от этой деятельности.

Жизнь коротка, чтобы играть в неё всю жизнь. (с)

Хочется жить!

21.05.2004 в 22:19

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Дама, в статье цитируемая фраза касается "ультралевых". Правозащитные группы в демократическом движении не имели ровным счётом ничего общего с леворадикальной идеологией (о протестантских и православных организациях разных толков я уже и не говорю). Не считать же левыми организации Фетисова или Огурцова! Я не считаю леворадикальным даже самое левое крыло диссидентского движения. Ни Якир, ни Григоренко. О Щаранском я лучше помолчу. Я его очень хорошо знаю, благо живём близко друг от друга. Можно, конечно, вспомнить неомарксистов, социалистов всех оттенков, тот же московский "Союз борьбы за дело революции" или КПМ - группу Жигулина - Батуева в Воронеже, но тогда, когда у нас создавался кружок, мы об этих группах ничего не знали, не читали, не слышали, и полагали, что наш кружок - один, как перст, за всю историю существования Советов. Кроме того, мы искренне полагали себя леворадикалами, путая этику Петра Алексеевича с трещоточными лозунгами западногерманской "Фракции Красной армии" и воображая по недостатку информации и общей подростковой дури, что РАФ была анархистской группой.

В этой старой статье я о леваках писал, а не о демократах-диссидентах.
21.05.2004 в 22:32

нос

ндааа...

"легко любить человечество..."

женская цель...

А я вот не знаю более мужеской (или мужской? или мужественной?) цели.

В сущности, даже идя на войну с захватчиками мужчина, в-первую очередь, защищает своих близких и любимых.

Не знаю... "потому что я женщина, что ли?" перефразир., но думаю, если за всю свою жизнь человек своим существованием на Земле сделал счастливой жизнь хотя бы одного существа, он прожил эту жизнь совсем не зря. Не знаю я более высокого предназначения, чем дарить счастье и благополучие близким, родным, любимым, дорогим или совершенно посторонним, но вполне конкретным людям.

Вы можете возразить, что кто-то трудился во имя человечества. Позвольте мне вам не поверить. Люди, одержимые какой-то идеей (например создать вакцину от чего-то), следуя этой идее, в первую очередь, удовлетворяют собственный интерес. А польза человечеству - это всего лишь побочный продукт их действий.
21.05.2004 в 22:36

Либертарный Дракон и Dama c @

Брэк, уважаемые! :) не сочтите за наглость

Давайте все вместе посмотрим на год написания статьи. Архивные материалы. Есть ли смысл вносить в них корректрировки, если стоит год издания? Это было бы не честно по отношению к читателям.
21.05.2004 в 23:16

"Каких только не бывает в жизни встреч!" (с)
Либертарный Дракон



"Отговорила роща золотая..." (с)

Что-то петь хочется...



Сорринка

Позвольте мне вам не поверить. Люди, одержимые какой-то идеей (например создать вакцину от чего-то), следуя этой идее, в первую очередь, удовлетворяют собственный интерес.



И правильно, не верьте!

А все началось с любви... к журналистике.

Побочным продуктом стало желание выжить, а в идеале,- жить... :)

Каждому -своё. Аксиома Жизни. Даже для гениев.
21.05.2004 в 23:26

Dama c @

Любовь-жизнь... А мне нравится эта парочка )))
24.09.2004 в 18:24

Господин Смуров
Интересно. Но странно. Мне никогда не хотелось изменить мир. Ни одна политическая или социальная идея меня не увлекала. Хотя иногда я ввязываюсь в политические споры и даже ходил два раза голосовать.
26.09.2004 в 20:15

Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Я тоже целых два раза ходил голосовать. Только здесь, а не в России. Помогло это обществу, конечно, как мёртвому припарка.