Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Гриша Трестман прочел вчера новые стихи.
читать дальше3. ОТ СЫНА (ОДИНОЧЕСТВО)
Пусть в облачных слоится телесах,
обжитый мной свинцовый небосвод,
и памятник раввину в небесах
над разоренным кладбищем плывет.
Я жизни не познал. Я не успел.
И смерти не постиг за тридцать дней.
Я вижу, как возносятся из тел
слепые души умерших людей.
А им навстречу - девственно чисты, -
в потоках бесконечного тепла
к земле нисходят души с высоты,
и обретают новые тела…
А я оторван от своих корней.
Я отовсюду будто бы исчез.
Отторгнут от кладбищенских теней,
от призраков, от праха, от небес,
от чертовых и ангельских пиров.
Кто мне пошлет спасительную весть
туда, где я застрял я меж двух миров,
где затерялся между «там» и «здесь»?
Мой невозвратный, мой беззвучный глас
бессильно шепчет глупую мольбу
Тому, кто не услышал и не спас,
и выкроил нелепую судьбу.
Напрасно я кричу отцу: «Услышь!
Ты вновь меня зачнешь – настанет срок!»
Но между ним и мной двойная тишь.
Он глух и нем. Я – нем и одинок.
Я – чуткая немая пустота.
Пространство как прозрачная броня.
Меня никто не слышит, даже та,
которой суждено родить меня.
Отец не слышит. Отстранен, отъят,
я заперт в одиночества острог…
Меня не слышат ни убитый брат,
ни одинокий, неубитый Бог.
5. ОТ СЫНА (СУЕТА)
Сквозь стены зданий, кровли синагог,
соборов, минаретов и церквей
пронзая поднебесный потолок
возносятся молитвы всех кровей,
молитвы каждой божьей стороны,
дворца, пещеры, хижины простой,
и все они, увы, порождены
наивной человечьей суетой.
Цадик, юнец, пройдоха, генерал –
никто не остается в стороне.
В молитвах – будь велик он или мал –
слышна лишь просьба: «Дай!»,
и после: «Мне!»
Меж миром тем, откуда я исчез,
и тем, который обрести не смог
молитвы атакуют плоть небес,
но слышит ли мольбы людские Бог?
Молитвы не отменят Страшный Суд,
не обогреют, не накормят, но
издревле люди их упорно шлют
туда, где все давно предрешено.
Ужель хотят разжалобить они
Того, чей пьедестал - небесный кров,
чей промысел превыше искони
их разума, богатства, катастроф?
Жить? выжить? накопить? избегнуть зла?
постичь? владеть? – и на исходе лет
оставить обветшалые тела
в могиле, избавляясь от сует?
А если существует адресат,
чей статус выше наивысших гор,
куда молитвы бренные летят,
то почему молчит Он до сих пор?
Что означает Божья немота:
бесстрастность, безразличье, баловство?
Иль человечья эта суета
и есть великий Замысел Его?
ОТ СЫНА (БОГ И БОЖКИ)
Кто тянет срок в пространстве без вестей,
как дух - и не живой, и не мертвец,
кто обречен скитаться меж людей,
тот чует страх и боль чужих сердец.
Когда людским бесхитростным мольбам
незримое не внемлет Божество,
что остается немощным рабам,
как не роптать на Бога своего?
Всевышнему был принесен обет…
В миру, где всем и вся отмерен срок,
одни провозглашают:
- Бога нет!
Другие восклицают:
- Умер Бог!
А те, кому в рутинной нищете
не сбросить груза суетных оков,
творят в своей душевной простоте
доступных, осязаемых божков.
Кумир – он деревяшка или рог,
болванчик, фаллос, бык или утес
понятнее, чем недоступный Бог,
далекий от добра, от зла, от слез.
Фетиш вовек не сгинет без следа,
в душе людской всегда отыщет щель:
божок-авто, счет в банке, рок-звезда,
компьютер, телевизор, топ-модель.
Божку – он изваянье или жердь,
как человеку – нужен корм и кров.
Он требует не веры - только жертв,
а жертвы – это просто: плоть и кровь.
Коль скоро на убийство снят запрет,
то люди предлагают без затей
любую из языческих диет:
животных, сперму, кровь, грудных детей.
Божками с незапамятных времен
в избытке населен подлунный мир.
Встают за легионом легион:
Лель, Птах, Сварог, Бурхан, Макош, Кабир.
Не увидать Господнего лица
и не постичь глубин Его идей.
Но если в мире – вымысле Творца,
кумирам – измышлению людей,
несут веками жертвы на убой,
забыв про Тору, Библию, Коран,
кто правит человеческой судьбой:
Господь иль рукотворный истукан?
9. ОТ КРЫСЫ КЛАРЫ ЦЕТКИН
Кто должен сам доигрывать игру,
кто и посмертно получал под дых,
кто безысходно одинок в миру,
тот долго не задержится в живых.
Пируй средь зэков и среди гостей -
бок о бок, лоб ко лбу, судьба к судьбе,
но каждый одинок с младых когтей,
и каждый сам, и каждый по себе.
Скажи: чем раздражает брата брат -
ужели он в своей семье изгой?
Но Каин брата убивал стократ,
поскольку Авель для него – другой.
Он по-другому дышит в темноте,
охотится, спит, мочится, поет…
Кол в сердце вбить! Замучить на кресте!
Не ты его, так он тебя убьет.
Друг близкий твой и самый дорогой:
начни считать – не перечесть заслуг,
он хоть и друг, но все-таки – другой,
а раз другой, то, стало быть, не друг.
Вот он идет. Сожми ладонь в кулак,
раскрась его лицо под Фаберже.
Отбей печенку! Засади в ГУЛАГ!
И будь всегда с другим настороже!
Другой отнимет власть, машину, дом,
последний заработанный пятак -
все то, что нажил ты с таким трудом,
или у друга выманил за так.
Он мерзок, ненавистен, он богат,
сбей с ног и зенки вытопчи ногой!
Он хром, соплив, он крив, короче, гад!
Он – пьяница, бездельник, он – другой!
Другой умнее – пусть горит огнем!
Другой смелее – разве в этом суть?
Вооружайся: камнем, кистенем,
ружьем, газетной уткой, чем-нибудь!
Пускай другого душит ночью страх!
Пускай другому сдавит глотку жгут!..
И головы летят с голодных плах,
и стулья электрические ждут,
и челюсти щербатых гильотин
живут отрыжкой шейных позвонков.
Смерть не запрут в тюремный карантин
по воле венценосных дураков.
Шлет смертник истребитель на таран,
не ведая, за что кладет живот.
И лучшие умы гуманных стран
Убийцу Бога сочинят вот-вот…
Без остановки лупит пулемет,
цель выбирает снайпер, не скорбя.
И шепотом Писанье вопиет:
«Другого возлюби, словно себя».
читать дальше3. ОТ СЫНА (ОДИНОЧЕСТВО)
Пусть в облачных слоится телесах,
обжитый мной свинцовый небосвод,
и памятник раввину в небесах
над разоренным кладбищем плывет.
Я жизни не познал. Я не успел.
И смерти не постиг за тридцать дней.
Я вижу, как возносятся из тел
слепые души умерших людей.
А им навстречу - девственно чисты, -
в потоках бесконечного тепла
к земле нисходят души с высоты,
и обретают новые тела…
А я оторван от своих корней.
Я отовсюду будто бы исчез.
Отторгнут от кладбищенских теней,
от призраков, от праха, от небес,
от чертовых и ангельских пиров.
Кто мне пошлет спасительную весть
туда, где я застрял я меж двух миров,
где затерялся между «там» и «здесь»?
Мой невозвратный, мой беззвучный глас
бессильно шепчет глупую мольбу
Тому, кто не услышал и не спас,
и выкроил нелепую судьбу.
Напрасно я кричу отцу: «Услышь!
Ты вновь меня зачнешь – настанет срок!»
Но между ним и мной двойная тишь.
Он глух и нем. Я – нем и одинок.
Я – чуткая немая пустота.
Пространство как прозрачная броня.
Меня никто не слышит, даже та,
которой суждено родить меня.
Отец не слышит. Отстранен, отъят,
я заперт в одиночества острог…
Меня не слышат ни убитый брат,
ни одинокий, неубитый Бог.
5. ОТ СЫНА (СУЕТА)
Сквозь стены зданий, кровли синагог,
соборов, минаретов и церквей
пронзая поднебесный потолок
возносятся молитвы всех кровей,
молитвы каждой божьей стороны,
дворца, пещеры, хижины простой,
и все они, увы, порождены
наивной человечьей суетой.
Цадик, юнец, пройдоха, генерал –
никто не остается в стороне.
В молитвах – будь велик он или мал –
слышна лишь просьба: «Дай!»,
и после: «Мне!»
Меж миром тем, откуда я исчез,
и тем, который обрести не смог
молитвы атакуют плоть небес,
но слышит ли мольбы людские Бог?
Молитвы не отменят Страшный Суд,
не обогреют, не накормят, но
издревле люди их упорно шлют
туда, где все давно предрешено.
Ужель хотят разжалобить они
Того, чей пьедестал - небесный кров,
чей промысел превыше искони
их разума, богатства, катастроф?
Жить? выжить? накопить? избегнуть зла?
постичь? владеть? – и на исходе лет
оставить обветшалые тела
в могиле, избавляясь от сует?
А если существует адресат,
чей статус выше наивысших гор,
куда молитвы бренные летят,
то почему молчит Он до сих пор?
Что означает Божья немота:
бесстрастность, безразличье, баловство?
Иль человечья эта суета
и есть великий Замысел Его?
ОТ СЫНА (БОГ И БОЖКИ)
Кто тянет срок в пространстве без вестей,
как дух - и не живой, и не мертвец,
кто обречен скитаться меж людей,
тот чует страх и боль чужих сердец.
Когда людским бесхитростным мольбам
незримое не внемлет Божество,
что остается немощным рабам,
как не роптать на Бога своего?
Всевышнему был принесен обет…
В миру, где всем и вся отмерен срок,
одни провозглашают:
- Бога нет!
Другие восклицают:
- Умер Бог!
А те, кому в рутинной нищете
не сбросить груза суетных оков,
творят в своей душевной простоте
доступных, осязаемых божков.
Кумир – он деревяшка или рог,
болванчик, фаллос, бык или утес
понятнее, чем недоступный Бог,
далекий от добра, от зла, от слез.
Фетиш вовек не сгинет без следа,
в душе людской всегда отыщет щель:
божок-авто, счет в банке, рок-звезда,
компьютер, телевизор, топ-модель.
Божку – он изваянье или жердь,
как человеку – нужен корм и кров.
Он требует не веры - только жертв,
а жертвы – это просто: плоть и кровь.
Коль скоро на убийство снят запрет,
то люди предлагают без затей
любую из языческих диет:
животных, сперму, кровь, грудных детей.
Божками с незапамятных времен
в избытке населен подлунный мир.
Встают за легионом легион:
Лель, Птах, Сварог, Бурхан, Макош, Кабир.
Не увидать Господнего лица
и не постичь глубин Его идей.
Но если в мире – вымысле Творца,
кумирам – измышлению людей,
несут веками жертвы на убой,
забыв про Тору, Библию, Коран,
кто правит человеческой судьбой:
Господь иль рукотворный истукан?
9. ОТ КРЫСЫ КЛАРЫ ЦЕТКИН
Кто должен сам доигрывать игру,
кто и посмертно получал под дых,
кто безысходно одинок в миру,
тот долго не задержится в живых.
Пируй средь зэков и среди гостей -
бок о бок, лоб ко лбу, судьба к судьбе,
но каждый одинок с младых когтей,
и каждый сам, и каждый по себе.
Скажи: чем раздражает брата брат -
ужели он в своей семье изгой?
Но Каин брата убивал стократ,
поскольку Авель для него – другой.
Он по-другому дышит в темноте,
охотится, спит, мочится, поет…
Кол в сердце вбить! Замучить на кресте!
Не ты его, так он тебя убьет.
Друг близкий твой и самый дорогой:
начни считать – не перечесть заслуг,
он хоть и друг, но все-таки – другой,
а раз другой, то, стало быть, не друг.
Вот он идет. Сожми ладонь в кулак,
раскрась его лицо под Фаберже.
Отбей печенку! Засади в ГУЛАГ!
И будь всегда с другим настороже!
Другой отнимет власть, машину, дом,
последний заработанный пятак -
все то, что нажил ты с таким трудом,
или у друга выманил за так.
Он мерзок, ненавистен, он богат,
сбей с ног и зенки вытопчи ногой!
Он хром, соплив, он крив, короче, гад!
Он – пьяница, бездельник, он – другой!
Другой умнее – пусть горит огнем!
Другой смелее – разве в этом суть?
Вооружайся: камнем, кистенем,
ружьем, газетной уткой, чем-нибудь!
Пускай другого душит ночью страх!
Пускай другому сдавит глотку жгут!..
И головы летят с голодных плах,
и стулья электрические ждут,
и челюсти щербатых гильотин
живут отрыжкой шейных позвонков.
Смерть не запрут в тюремный карантин
по воле венценосных дураков.
Шлет смертник истребитель на таран,
не ведая, за что кладет живот.
И лучшие умы гуманных стран
Убийцу Бога сочинят вот-вот…
Без остановки лупит пулемет,
цель выбирает снайпер, не скорбя.
И шепотом Писанье вопиет:
«Другого возлюби, словно себя».
@темы: Трестман
по правде говоря, я уже утащила, но если что, то удалю....