Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
читать дальше- Один итальянский автор афоризмов говорил, что нельзя быть великим болгарским поэтом. Сама по себе эта мысль как будто проникнута презрением к малым нациям. Вероятно, он хотел сказать (вместо Болгарии он мог бы взять любую из маленьких стран) - даже если великий поэт и был, его язык недостаточно известен, а значит, наши с ним дороги никогда не пересекутся. Так что если "великий" означает "знаменитый", то можно быть хорошим поэтом и не быть знаменитым. Однажды я был в Грузии, и мне сказали, что их национальная поэма "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели - это величайший шедевр. Верю, но она не имела такого резонанса, как пьесы Шекспира!
- Сколько Хемингуэев родилось в Парагвае? Возможно, от рождения они были способны создать великое по своей оригинальности и силе произведение, но они не сумели сделать. Они были не в состоянии это сделать, потому что не умели писать, или потому что не было издателя, которого заинтересовало их творчество. А может, они даже не знали, что могут писать, что могут быть "писателями".
- В "Поэтике" Аристотель называет около двадцати трагедий, неизвестных нам. Истинная проблема состоит в следующем: почему только произведения Софокла и Еврипида дошли до нас? Были ли они лучшими, наиболее заслуживающими того, чтобы войти в историю? Или просто их авторы плели интриги, чтобы получить одобрение современников и задвинуть конкурентов, то есть тех, кого называет Аристотель?..
- Не забывайте, что и некоторые произведения Софокла утрачены. Были ли утраченные произведения лучше, чем те, что сохранились? Может быть, дошедшие до нас произведения предпочитала афинская публика, но они не были самыми интересными... Сколько было великих авторов, о которых мы так ничего и не узнали?
- ...Шедеврами не рождаются, шедеврами становятся. Великие произведения влияют друг на друга через нас. Да Винчи написал много картин, которые, на мой взгляд, лучше "Джоконды": например, "Мадонну в скалах" или "Даму с горностаем". Но "Джоконда" получила больше интерпретаций, которые, как слои осадочных пород, со временем покрывали это полотно, меняя его. Обо всем этом написал Элиот в своем эссе "Гамлет и его проблемы". "Гамлет" не является шедевром, это довольно бессвязная трагедия, в которой автору никак не удается свести воедино различные начала. По этой причине она и стала загадкой, над которой не перестают биться. По своим литературным качествам "Гамлет" не является шедевром - он стал шедевром потому, что не поддается нашим интерпретациям. Иногда достаточно произнести несколько бессмысленных слов, чтобы войти в историю.
В сети она, кажется, (еще?) не появилась. Жаль, что при всей моей любви к конспектированию прочитанного, невозможно подробно законспектировать всю эту книгу. Например, я был поражен фактом (на самом деле, я был поражен многими фактами), что до Святого Амвросия читали, оказывается, только вслух. Он первым начал читать, не произнося вслух слова. И это повергло Святого Августина в крайнее замешательство.
Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Вообще, сей трактатус (в данном случае я не Св. Августина имею в виду) - книжка совершенно изумительная. Она ставит вопросы и проблемы, над которыми мало кто задумывается. Я, например, никогда не задумывался над такой вещью: звуки древнего мира ушли от нас безвозвратно и оживлению, судя по всему, не подлежат. Возможно, плеск воды и шелест листвы сохраняют идентичность с нынешними (и то не факт), но вот тембр голоса у людей не то что древней эпохи, но и эпохи средневековья был, безусловно, другим. Авторы выводят этот любопытный момент из роста людей прошлого, известного не только по раскопкам, но и по сохранившимся рыцарским доспехам, и даже по размерам уцелевших в музеях кроватей. Подумать только, какой мне сделали подарок на день рождения!
Либертарный Дракон Интересная, должно быть, книга. А вопросы типа: почему только произведения Софокла и Еврипида дошли до нас? Были ли они лучшими, наиболее заслуживающими того, чтобы войти в историю? - мне регулярно задают студенты.
Подумать только, какой мне сделали подарок на день рождения!
А вопросы типа: почему только произведения Софокла и Еврипида дошли до нас? Были ли они лучшими, наиболее заслуживающими того, чтобы войти в историю? - мне регулярно задают студенты.