В меланхолические моменты моей недалёкой жизни потягивает меня на духовные сюжеты. Но, поскольку наши праведники - не христианские святые, то и сюжеты сии странновато читаются в сем христианнейшем из миров. Потому излагать их подробно - не буду. Просто так стежками-наметками - прострочУ.

Сюжеты эти подлинны и в разъяснениях не нуждаются.

Взяты и переведены они с идиша 18-го века и ничуть не искажены, не говоря уже о том, что - не преувеличены.

Мне влом писать подробно. Вам - влом домогаться смысла тайного, сакрального.

Однажды святой рабби Баал-Шем-Тов (в просторечье и каббалистике - рэб Исроэл бен-Элиэзер Бешт) сидел с учениками своими - хасидами - в синагоге и учил Тору. В промежутках между занятиями - бухал, как водится у хасидов, а вместо закуски - трубку покуривал. У крестьянина-украинца, презжавшего мимо по улице, застряла телега в грязи. Он вбежал в синагогу: "Помогите толкать, еби вашу мать!.." Ученики, из которых одни не хотели прерывать урок Талмуда, а другие - просто пьяны были сильно - ответили вразнобой:

-Мы не можем.

Мужик плюнул в сердцах:

-Мочь-то вы, еби вашу мать, можете, - да только не хотите!

И ушёл.

Потом святой Бешт заметил:

-Этот необрезанный сообщил нам важную вещь в служении Творцу. Когда люди не хотят что-то делать, им кажется, что они не могут...

...Один хасид пришёл на аудиенцию к рабби Шмуэлю, четвёртому главе Любавичского движения Хабад. Рабби спросил его, что он делает утром, перед молитвой. Гость с гордостью ответил: "Учу Писание и думаю о Всевышнем". А днём, перед и после обеда - что ты делаешь, спросил рабби. - "Типа того же - учу Писание и думаю о Нём". - А что с молитвой "Шма", которую читают перед сном? -

-Когда я произношу её слова, я тоже некоторым образом изучаю Писание и думаю о Нём!

У рабби лопнуло терпение и он закричал:

-Ты всё время учишь Писание и думаешь о Нём! Но когда же ты подумаешь о себе?!

Полминуты хватило гостю, чтобы понять смысл сказанного: когда же ты оторвёшься от учёбы и задумаешься, с какой целью твоя душа пришла в этот мир?..

...А великий рабби Нахман Бреславльский, внук знаменитого Бешта, впадая в мизантропию после литра выпитой, кричал своим гостям - великим святым и праведникам-законоучителям, потомкам священников Иерусалимского храма, следившим с постными мордами за его пьяным безумием:

-До из ништу мит вемен цу рэдн! - тут даже не с кем поговорить! Когда Сатана понял, что сам не в силах справиться с порядочностью и честностью простых смертных на этой земле, он изобрёл священников!..

...А в Талмуде сказано, что лишь трём Великим в поколении каббалистов как-то раз было дозволено постичь Истину. Двое из них были праведниками и трезвенниками, а один - пьянчуга. Так один от того, что ему открылось в высших духовных мирах, сошёл с ума, второй впал в ересь и вообще отошёл от веры, и лишь третий, предварительно выпив (возможно, даже не закусив) "вошёл в Пардэс - сад Тайны - с миром, и вышел с миром". То-есть - не спятил, в ересь не впал, а остался нормальным человеком, лишь удостоился Просветления. И вы догадались, почему.

...А на весенний праздник Пурим, на вторую трапезу, после полудня, положено не только сытно покушать, но и сильно выпить - причём так, чтобы под конец трапезы не отличить слов "Будь благословен..." от "Будь проклят..." Не отличить же этих слов нормальному человеку можно лишь в одном состоянии - состоянии упадения под лавку. И это - заповедь, зафиксированная в религиозных источниках двух-с-половинно-тысячелетней древности и освящённая мудростью поколений.

Так вот - просто вспомнил почему-то. Внимания можно не обращать.

Веничка Ерофеев, царствие ему небесное, из рая кивает доброжелательно.